Для человека с деменцией тренировка когнитивных функций играет ключевую роль в поддержании и улучшении качества жизни. Эти упражнения могут замедлить прогрессирование заболевания, помочь сохранить умственные способности насколько это возможно, улучшить память, внимание и ориентацию в окружающем мире. Кроме того, тренировка когнитивных функций способствует повышению самооценки, уменьшению чувства беспокойства и улучшению коммуникационных навыков, что важно для поддержания социальной активности и взаимодействия с окружающими людьми.
Когнитивный тренинг представляет собой систематическую тренировку определённых когнитивных функций, таких как память или речь. Обычно этот вид тренинга не столь привлекателен, как, например, физические упражнения. В процессе когнитивного тренинга ставятся конкретные цели, которые пациент должен достигнуть, развивая и улучшая свои когнитивные способности.
Когнитивная стимуляция означает увлечение активностью, в которой человек заинтересован, но конкретные когнитивные функции не являются целью тренировки. Например, рисование по номерам может быть увлекательным занятием, но его цель не в том, чтобы улучшить распознавание цветов и цифр, а в том, чтобы провести время с удовольствием и пользой.
При когнитивной стимуляции, конечно, используются когнитивные функции, но не целенаправленно. Часто отсутствуют четкие цели, к которым нужно стремиться, и сложно измерить конкретный эффект этой стимуляции.
Тем не менее, если развивать определённые навыки, такие как завязывание шнурков, использование ложки или зубной щётки, застёгивание пуговиц и т.п., либо проводить время с больным, занимаясь раскрашиванием мандал или лепкой снеговиков, качество жизни семьи, ухаживающей за близким с деменцией, несомненно может немного улучшиться.
Когнитивную стимуляцию могут отлично обеспечить следующие занятия:
- любые доступные домашние дела (пылесосить, протирать пыль, мыть посуду, менять постельное бельё и т.п.);
- любое творчество, которое вызывает интерес;
- настольные игры;
- танцы и прослушивание музыки прошлых лет;
- совместный просмотр фотоальбомов;
- пальчиковая гимнастика.
Все занятия должны увлечь вашего больного человека. Ничего, что потом придется переделывать, но это поможет занять его на некоторое время. Старайтесь делать все вместе.
Примеры занятий, которыми можно заняться с человеком, страдающим деменцией
Важно: выбирайте то, что понравится именно вашему больному. Не стоит навязывать эти занятия. Занятия чередуйте: сегодня позанимались лепкой, завтра - рисованием, послезавтра еще чем-то.
Примеры:
Назвать (записать) разные слова, которые начинаются на конкретный слог. Например, на ЛО-
Найти в группах слово, которое лишнее (не соответствует данной группе):
Написать слова в обратном порядке:
Предложить продолжить пословицы и поговорки:
Приготовьте карточки с названиями месяцев/днями недели:
Взять некоторое количество разных геометрических фигур разного цвета. Дать задание:
Приготовьте несколько листов бумаги разного цвета. На каждом листке написать несоответствующий ему цвет и:
Попросить подопечного назвать или написать цвет каждого слова:
Попросить написать подопечного 10 любых:
Попросить подопечного ответить на вопросы:
А также:
Составить из букв слова;
Попросить повторить несколькр разных слов (для подопечного проговаривать слова медленно и несколько раз);
Разгадывание кроссвордов, сканвордов, судоку.
Помните: самое важное в общении с больным родственником сейчас – не обмен информацией, знаниями, не задавание вопросов или анализ ситуации, а обмен эмоциями. Дайте понять своему близкому человеку, что вы его любите!