Инсульт - это заболевание, при котором наиболее часто поражаются речевые центры или мышцы, отвечающие за речь. В результате человек полностью или частично утрачивает возможность говорить. Для родственников и ухаживающих отсутствие речи становится большой проблемой. Полное или частичное отсутствие речи становится дополнительным раздражителем для больного человека. Особенно в ситуации, когда ему нужно что-то конкретное, например, он хочет есть или пить, в туалет или ему необходимо сменить подгузник. Он пытается объяснить, чего он хочет, но его никто не понимает. Больной раздражается, нервничает, психует и капризничает, но делу это не помогает.
Как помочь человеку после инсульта восстановить речь?
С одной стороны, во врачебном сообществе принято считать, что, чем раньше начать лечение и реабилитацию пациента с перенесенным инсультом, тем благоприятнее будет прогноз. При этом лечение необходимо начать в первые 2 часа. Тогда у пациента есть все шансы избежать обширного поражения головного мозга и минимизировать последствия перенесенного инсульта.
С реабилитацией вопрос обстоит аналогично. Чем раньше начать процесс восстановления утраченных функций, тем больше шансов на их полное восстановление. Однако, здесь есть нюанс: нельзя перегружать нервную систему, особенно в острой фазе заболевания. То есть, не нужно сразу бросаться в процесс реабилитации. Сначала получите разрешение лечащего врача. Возьмите у него рекомендации не только по продолжению медикаментозного курса лечения, но и по длительности реабилитационных занятий.
Поначалу больной будет сильно уставать и быстро терять интерес к происходящему, но постепенно вы сможете:
- прибавлять время на проведение различных упражнений,
- делать их несколько раз в день, начиная с 3-5 минут и доводя время занятий до полноценных 30-40 минут.
10 упражнений для восстановления речи после инсульта в домашних условиях
Восстановлением речи после инсульта занимается клинический логопед или врач логопед-афазиолог. Комплекс упражнений для восстановления речи должны подбирать именно эти специалисты, т.к. причиной нарушения или потери речи может быть, как непосредственная гибель нервных клеток, отвечающих за речь, так и нарушение двигательной способности речевых мышц.
В первом случае упражнения будут направлены на восстановление нейронных связей, расширение словарного запаса, понимание и воспроизведение речи. Во втором случае на восстановление подвижности мышц, их силу, и уже опосредованно на улучшение передачи нервных импульсов.
Без консультации со специалистом вы сами не сможете подобрать необходимый комплекс упражнений. Поэтому, чем раньше вы организуете такую встречу, тем быстрее начнёте заниматься. Если нет возможности пригласить логопеда на дом, договоритесь об онлайн консультации. При помощи современных средств связи такая консультация возможна практически из любого уголка мира, где бы ваш больной ни находился.
Тем не менее, есть универсальные упражнения, которые можно применять дома самостоятельно. Они помогут пациенту после инсульта лучше понимать и воспроизводить речь, увеличат словарный запас, помогут лучше управлять речевыми мышцами.
- Когда вы что-то делаете, рассказывайте все свои действия. Например, сейчас я буду кормить тебя манной кашей. Это - тарелка, это - ложка, это - каша. Каша теплая (дать потрогать тарелку), каша вкусная. То есть, как с маленьким ребенком проговаривать абсолютно все действия и проверять, насколько больной человек запомнил и понял то, что вы ему говорите.
- Говорите короткими предложениями, медленно, и так, чтобы на ваш вопрос больной мог ответить “да” или “нет”. Если он будет понимать, что ему говорят, он будет вести себя спокойнее. Старайтесь сопровождать свою речь мимикой и жестами.
- Попробуйте петь песни вместе с вашим родственником. Это должны быть его любимые песни, которые он знал наизусть или любил слушать до инсульта.
- Читайте книги. Если больной может читать сам, то пусть читает сам сколько может, а дальше читайте вы и уточняйте, понял ли он то, что вы только что прочитали. Просите пересказать несколько предложений, если больной может это сделать.
- Учите с больным стихи (от самых простых, детских, до более сложных). Стихи - лучшая тренировка для памяти и расширения словарного запаса.
- Собирайте пазлы по возможности. Сейчас выбор очень большой, можно купить большие и мелкие, которые будут интересны взрослому человеку. Логопеды и психологи сейчас часто используют в работе деревянные пазлы. Они бывают выполнены в виде каких-то фигур. Например, картина-пазл с дельфинами собрана из различных морских обитателей. Такие пазлы помогут тренировать образное мышление, внимание, память, словарный запас, выучить названия фигур.
- Для тренировки речевых мышц полезно использовать обычную трубочку для коктейля. Пить через неё, напрягая большое количество мышц, которые участвуют в воспроизведении речи. Кроме того, трубочкой можно сдувать с ладони ватные или бумажные шарики.
- Упражнения для губ: сворачивать губы в трубочку, растягивать в улыбке с закрытым ртом, выдувать воздух через расслабленные губы.
- Тренируйте мимические мышцы. Пусть больной покажет веселое настроение, сердитое, грустное, задумчивое и повторит несколько раз.
- Если больной держит ручку или карандаш - пусть рисует или раскрашивает картинки. Рисование помогает сосредоточиться, восстановить образное мышление, внимание, память.
Выполняя с больным эти или любые другие упражнения, помните, что главное в реабилитации человека после инсульта - это не допускать переутомления нервной системы. Не заставляйте больного заниматься через силу или слишком долго. Если больной устал, его память и внимание будут недостаточны для того, чтобы усвоить материал, а значит, занятия будут неэффективны. Находите именно те упражнения, которые ему будут интересны и которые он сможет выполнять, повторяя по несколько раз.