Инсульт - это распространенное заболевание, которое в один момент из-за нарушения кровообращения головного мозга выводит человека из нормального состояния и, чаще всего, приковывает его к постели. В зависимости от отдела головного мозга, в котором произошла сосудистая катастрофа, у человека нарушаются двигательные функции, способность говорить, может снижаться слух, зрение, чувствительность. Больной забывает самые простые вещи и элементарные навыки. Если поражение нервных клеток было обширным, то у человека могут быть все вышеперечисленные виды нарушений работы нервных волокон и передачи импульсов от головного мозга к органам и тканям.
При инсульте важно вовремя начать медикаментозное лечение. Врачи считают, что особенную роль в дальнейшем восстановлении играют первые два часа после инсульта. Однако, если помощь пришла позже, не нужно ставить крест на процессе реабилитации. Чем раньше начать заниматься с человеком, перенесшим инсульт, тем лучше будет результат. Конечно, если врач разрешит проводить занятия по восстановлению двигательных навыков, памяти и речи.
Как восстановить память после инсульта?
Есть достаточно большое количество методов и упражнений, используемых в процессе реабилитации больных, перенесших инсульт. Но большинство этих методов применяются специалистами в стационарах и реабилитационных центрах. А дома после курса лечения необходимо продолжать заниматься, выполнять упражнения и поддерживать навыки, уже вернувшиеся в результате проведенной терапии и реабилитации. Одним из главных направлений в процессе восстановления функций головного мозга является возвращение утраченных воспоминаний, памяти, речи и мышления. Для этого дома нужно постоянно тренировать нервные клетки и заставлять их активно восстанавливать связи между нейронами. Это может сделать дома практически каждый, применяя достаточно простые, но эффективные способы.
Проговаривание ухаживающим человеком всего, что окружает больного
В первую очередь, одним из главных и постоянных упражнений при уходе за тяжелобольным человеком, перенесшим инсульт, будет проговаривание ухаживающим всех действий, манипуляций и предметов, с которыми контактирует больной. Чем подробнее вы будете проговаривать каждую функцию, тем быстрее у человека после инсульта будет восстанавливаться словарный запас, память, речь, образное мышление.
Например, вы даёте больному воду из поильника и проговариваете:
Это кружка-поильник. Она отличатся от других кружек наличием носика. Из носика пьют воду, чай или компот. Кружка белого цвета, она керамическая. Ее слепили из специальной глины, потом обожгли в печи и покрасили в белый цвет.
Это простое, но достаточно эффективное упражнение позволяет больному вспомнить, либо заново выучить, после нескольких повторов, названия окружающих предметов и их назначение.
Если больной может говорить хоть немного, можно просить его описать тот или иной предмет, его форму, цвет, из чего и как он изготавливается, что можно делать с тем или иным предметом. В такой игровой форме можно пробудить воспоминания, связанные с данными вещами или окружавшими человека людьми.
Можно использовать специальные карточки для развития речи. Они продаются на маркетплейсах и в книжных магазинах. При помощи таких карточек хорошо восстанавливается память, речь, воображение.
Словесные игры
Словесные игры - отличное времяпрепровождение и полезное занятие. Можно играть в города, которые когда - либо посещал ваш близкий человек, вспоминать что запомнилось в том или ином городе. Можно вспоминать названия цветов, которые он выращивал на даче, особенности их разведения; марки машин и их достоинства и недостатки.
Для игры подойдёт любая тема, которая была близка человеку до его болезни. Можно называть названия блюд и их состав, если больной любил готовить и вкусно поесть. Можно перечислять названия рыб, названия рек и озер, если больной любил рыбалку и т.д., и т.п.
Стихи и книги
Для тренировки и восстановления памяти также подойдут стихи из школьной программы, которые когда-то учил больной. Стихи, чтение очень хорошо тренируют устную и письменную речь, способствуют восстановлению нейронных связей в головном мозге, следовательно, работают на возобновление утраченных головным мозгом функций.
Если больной не может читать сам, вы можете читать ему книги, которые он любил до болезни или любые другие, которые ему понравятся.
Пальчиковые игры
Любые пальчиковые игры и развитие мелкой моторики опосредованно воздействуют на речевые центры, активизируют работу нервных клеток и восстанавливают нейронные связи между полушариями. Поэтому любые занятия мелкой моторикой, лепкой, сортировкой предметов, в разы ускоряют восстановление утраченных функций в результате инсульта головного мозга.
К таким играм можно отнести завязывание шнурков, рисование, сборку пазлов, лепку из теста и пластилина, сортировку фасоли и гороха, перебирание пальцами бусин или четок, орбизов и т.д. и т.п.
Орбизы есть разных размеров от 0,5 см до 5-7 см в диаметре. Они приятны на ощупь, работают как антистресс, с ними можно учить цвета, размеры и вспоминать счёт. Большие орбизы можно сжимать в руках как эспандер для тренировки не только нервных процессов, но и мышц. Орбизы могут надолго занять больного человека и освободить вам время для каких-то домашних дел.
Хорошо развивают моторику любые тренажёры для рук или игрушки антистресс с мелкими шариками внутри.
Музыка
Музыка полезна в любых проявлениях. Можно слушать любимые мелодии, а можно разучивать песни и петь вместе с больным человеком. Уже давно доказано,что музыка действует успокаивающе, снимает уровень стресса, повышает активность головного мозга, улучшает настроение. Если раньше человек играл на каких-либо музыкальных инструментах, можно купить детскую версию данного инструмента и подарить больному человеку. Такие инструменты позволят ему вспомнить как играть, любимые мелодии, ноты, кроме того, любые музыкальные инструменты даже в игрушечном варианте будут хорошим тренажером для мелкой моторики рук, которая так нужна для восстановления нервных клеток после инсульта.