Уход за пожилым человеком дело очень непростое и не каждый родственник может доверить своего близкого чужому человеку на длительное время. Но, если болезнь затянулась и нужно выходить на работу, приходится нанимать сиделку. Какими качествами должен обладать специалист по уходу, чтобы вашему близкому человеку было комфортно находиться в его обществе?
1. Спокойствие, уравновешенность, вежливость
Сиделка должна быть уравновешенной и спокойной. Она должна уметь справляться с капризами, истериками, неадекватными требованиями (например, у больного с деменцией) со стороны больного человека и оставаться спокойной. Больные люди, когда утрачивают возможность что-то делать самостоятельно, становятся чрезмерно требовательны к другим, потому что они все сделали бы по-другому. Сиделка должна уметь тихо и уверенно выполнять свои обязанности, при этом мягко и вежливо обращаться с пожилым человеком, не повышать голос, не грубить, оставаться вежливой и максимально конструктивной.
Если у пожилого человека есть какие-то раздражители, на которые он особенно бурно реагирует, родственники должны обязательно предупредить об этом специалиста, который будет за ним ухаживать, чтобы не возникало конфликтных ситуаций и чтобы сиделка была к ним готова.
2. Соблюдение личных границ
Сиделка должна всегда соблюдать дистанцию в общении с подопечным. Непозволительно переходить на “ты”, вмешиваться в его отношения с родственниками, давать советы по воспитанию детей, внуков и т.д. Нельзя вторгаться в личное пространство подопечного. Если больной хочет поделиться своими переживаниями, его нужно выслушать, но не стоит принимать его сторону в ссоре или сторону родственника. Они родные люди, рано или поздно разберутся между собой, а сиделка останется участником их ссоры и будет виновата в том, чего на самом деле не делала. Если сиделка вмешивается в семейные разногласия, то эмоциональный след, осадок по отношению к чужому человеку останется в душе у того, кто был не прав в этой ситуации.
С другой стороны, помощница по уходу должна соблюдать и свои собственные границы. Например, у нее должно быть личное время для приема пищи, гигиенических процедур, время на сон и отдых, если уход круглосуточный. Если уход почасовой и ей часто приходится задерживаться, ожидая сменщицу или родственников, то время переработки должно дополнительно оплачиваться.
3. Выполнение поставленных задач
На самом деле, выполнение поставленных задач - это основной пункт работы сиделки, но, без соблюдения двух предыдущих пунктов его соблюдать практически невозможно. Поэтому он на третьем месте.
Сиделка должна выполнять возложенные на нее функции. Для этого ее и наняли - это ее работа. Важно при найме на работу в письменном виде зафиксировать абсолютно все задачи, которые должна выполнять сиделка при уходе за пожилым человеком и их периодичность, например:
- гигиенические процедуры: умывание, чистка зубов - минимум 2 раза в день, купание - минимум 1 раз в неделю, мытье головы - не менее 2 раз в неделю;
- смена подгузника - не реже 3 раз в день;
- прогулка - ежедневно, не менее часа;
- кормление - не реже 5 раз в день;
- переодевание - не реже 2 раз в день;
- смена постельного белья - по мере загрязнения, не реже 1 раза в 5 дней;
- и т.д.
Такой список позволит и помощнице по уходу, и родственникам отслеживать выполнение работ, обеспечивать качественный уход, своевременное проведение всех необходимых процедур, соблюдение режима дня пожилого человека.
Чего ждут родственники от сиделки?
С одной стороны, они ждут внимательного, бережного отношения с их близким человеком, помощь в уходе за ним, понимания возникшей ситуации, участия в жизни пожилого человека насколько это возможно.
С другой стороны, они ожидают корректного поведения, нераспространения информации за пределы дома, в котором работает помощница по уходу и того самого этичного поведения, о котором мы сегодня говорили в нашей статье.
Чего ждет сиделка от родственников?
Сиделка - это наемный человек, сотрудник в чужом доме, а значит, у нее должны быть конкретные обязанности и конкретная оплата выполненной работы. Полный перечень выполняемой работы, указанный в договоре значительно упростит отношения между сотрудником и работодателем.
Однако, нужно учитывать, что если сиделке приходится выполнять те функции, о которых вы не договаривались, значит, дополнительная оплата ее труда должна покрывать новые обязанности или переработки. Иначе будет возникать негативное отношение к работодателю и, в итоге, добросовестно выполняющая свою работу сиделка уволится из-за недомолвок, переработок или большой нагрузки, дополнительно возложенной на помощницу по уходу.